Похороните меня за плинтусом
Продолжительность: 2 часа 30 минут с антрактом
Новая сцена
Действующие лица и исполнители:
Саша
Бабушка
Заслуженная артистка России
Заслуженная артистка России
Дедушка
Мама
Толя
Леша
1/23
Павел Санаев написал веселую и печальную книгу о детстве, которая сразу стала бестселлером. Миллионные тиражи, фильмы… Восторг читателей – наших и зарубежных.
Наш спектакль – первая постановка «Похороните меня за плинтусом» на московской сцене. Я думаю, это лучшее произведение нашей литературы, так сказать, на семейную тему – о кошмаре переживаний ребенка, детство которого попрано насилием, вырастающим из непомерной любви, из несостоятельности взрослых, – они правы и неправы все без исключения, одновременно.
Жизнь детей в среде, где нравственные устои размыты, превращается в пытку, и то, что мы называем счастливым детством, оказывается неисполнимой мечтой. Лишенный материнства мальчик – объект неистовой бабушкиной любви – живет на перекрестке понятных, но совершенно истребительных интересов и чувств, да так, что все участники этой простой истории становятся жертвами друг друга. Нам жаль всех, однако прежде будем на стороне маленького ребенка, живущего в положении заложника. Никто не хочет уступать и эта взаимная глухота ведет к безумию и страшным страданиям всех участников конфликта.
Главное качество санаевской прозы – потрясающая узнаваемость правды быта, переходящая в поэтику, юмор и лиризм живых человеческих взаимоотношений и дающая серьезнейшие основания для размышлений о так недостающей всем деликатности в вопросах воспитания.
Пьеса и постановка
Народный артист России
Сценография
Заслуженный деятель искусств России
Костюмы
Евгения Шульц
Помощники режиссера
Юлия Мартынова
Дина Реньго
Пресса о спектакле:
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ «МК»
СЕЗОН 2012—2013 ГГ.
ПОД ЗАНАВЕС СЕЗОНА "Московский комсомолец" объявил ЛАУРЕАТОВ ТРАДИЦИОННОЙ ПРЕМИИ
Лучшая женская роль — Галина Борисова (бабушка, «Похороните меня за плинтусом»», Театр «У Никитских ворот»).
Сообщение отправлено
03.06.2016
Евгения
Re: Похороните меня за плинтусом
Спасибо огромное Марку Григорьевичу Разумовскому за этот прекрасный, самый любимый театр и просто невероятные постановки, которые затрагивают самые тонкие струны души. Спасибо великолепным актерам за то, что дарят нам свой талант. Отдельное спасибо потрясающим Галине Борисове и Наталье Барониной за эти слезы на моих глазах! За их великолепную игру! Трамвай Желание и Похороните меня за плинтусом - самые чудесные спектакли последнего времени. Каждый раз выхожу из театра с мелкой дрожью в теле. Браво!
24.02.2016
Нелли
Пронзительная история сына-мамы-бабушки
Потрясный спектакль, за последний год самое большое впечатление. Действие тронуло до глубины души, и даже слезы подступили к горлу когда героиня, игравшая маму, произносила свою горькую речь. Бабушка бесподобна. Актер, игравший мальчика, убедил, я не замечала, что он не ребенок. Оценка 5.
20.02.2016
Борис
...
Бесподобно.Игра завораживает.
20.02.2016
Ольга, Юрий
Чудесный спектакль!
Огромное спасибо за полученное удовольствие от просмотра спектакля! Великолепная игра актеров, замечательное неординарное музыкальное оформление! Пережили очень нежные чувства вновь оказаться в атмосфере Советского Союза! До просмотра спектакля мы уже и читали книгу, и смотрели фильм, поэтому с сюжетом были знакомы. Бабушка, в исполнении Галины Борисовой - великолепна! Очень интересное решение с главным героем (маленького мальчика играет взрослый актер)! А.Чернявский играет очень здорово, молодец!!! Рекомендую всем посмотреть это чудо! Очень хочется посмотреть еще спектакли Вашего репертуара!!!
05.12.2015
Елена
«Тот, кто ценит безопасность превыше счастья, по э
Во первых строках рискну не согласиться с постановщиком: книга – нехороша. Я читала ее, и много других книг – повесть Павла С. могла бы послужить исходным материалом для одного из патологических, но прекрасных произведений Кафки, но сама она не принадлежит литературе. Это поток сознания, цель которого – излить пережитое и освободиться от него полностью, выдавить из себя прошлое и жить дальше освобожденным. Я не очень представляла себе, как можно художественно осмыслить этот сюжет, поэтому экранизация прошла мимо меня (не смотрела).
Обстоятельства сложились так, что спектакль мне захотелось увидеть. Чоужтам, как говорится, скрывать – шла на состав. 5 декабря играли: Саша - Александр Чернявский, Бабушка - Галина Борисова, Дедушка - Александр Лукаш, Мама - Наталья Баронина, Толя - Валерий Толков, Леша - Юрий Шайхисламов.
И вот спектакль – получился лучше книги. Произошло то самое художественное переосмысление, которое, вероятно, сдвинуло ключевой посыл книги в сторону от кафкианского колорита. Выживание обреченных, невинно страдающих и отчаянно борющихся в компании «абсолютного зла» - безумия, носительницей которого была несчастная бабушка, уступило место общечеловеческой проблеме взросления, где самая трудная роль выпадает на долю среднего поколения. «Не страшно, что мы теперь взрослые – страшно, что взрослые теперь это мы». Бабушка предстает сумасбродной, но где-то забавной старушенцией, дедушка – усталым и в большей степени равнодушным спутником ее жизни. «Мальчик» очень правильно не старается изображать кроху – режиссер нашел верный ход и «договорился» со зрителем, что этот молодой человек пишет сценарий, во всей истории мы только его видим нынешним, остальных же – такими, какими он их помнит.
Маме и папе (мамин «хахаль» доказал, что достоин этого звания, поэтому можно звать его так) приходится труднее всех – им нужно завоевать свое место и в жизни, и во мнении зрительного зала. Потому что можно увидеть ситуацию и так: мать-кукушка вырывает ребенка, которого оставила ради устройства личной жизни, из привычной среды, осиротив этим свою эксцентричную, но обожающую внука мать. Тогда как на самом деле всё иначе: чтобы идти дальше и растить сына нормальным человеком, женщина должна прежде всего сама стать человеком, собой, самостоятельной личностью – способной и принимать решения, и нести груз ответственности за них. Найти и удержать того, кто будет ей в этом помогать – большая удача, и тут маме повезло с тем самым папой. Он нашел и удержал ее точно так же, как она его. Они погибали поодиночке, а вместе стали способны… на подвиг. Вызывающая, суетливая яркость маминого образа сменяется в итоге отчаянной смелостью и силой духа. А комически нелепый «пляжный абстракционист» уступает место зрелому, убедительному, сильному мужчине. Я не склонна видеть случайность в том, что в финале бабкиных проклятий за дверью их дома он уже не держит любимую за руку, чтобы удержать от шага назад, в то самое проклятое «вчера». Они уже в их общем – на всех троих – «завтра».
03.11.2015
Александра
Самый реальный!!!
Отличный спектакль! Реалистичный и поистине народный!!! Игра актеров зашкаливает за все пределы! Бабушка( Г. Борисова) "свела и довела" до ума многих такой эмоциональной игрой, натуральностью и большим талантом! Н. Юченкова-Долгих была великолепна в роли мамы, тонкая, ранимая, любимая и в то же время несчастная от "большой" любви своей матери и переживаний за сына! А. Чернявский на 200 %; справился с ролью мальчика( ооочень перспективный актер, с большим будущем)!Дедушка (А. Лукаш) настоящий, родной, многие думаю узнали своего деда, в его лице!Спасибо всем за постановку, игру и всю работу над этим спектаклем! Всем всем советуем посмотреть этот самый реальный спектакль!
21.12.2014
Ольга
очень понравился спектакль
Глубокая, трагичная и веселая одновременно игра актеров. Очень рекомендую. Получила наслаждения от прекрасного спектакля!
04.09.2014
Татьяна
Замечательный спектакль
Спасибо всем актерам за великолепную игру! На спектакле пережили бурю эмоций! До просмотра спектакля прочитала одноименную книгу и посмотрела фильм, поэтому образ бабушки уже сложился. Но та бабушка, которая предстала в театре - это совершенно другой образ! Актриса Галина Борисова заставила по-другому взглянуть на привычный образ. Здесь перед нами предстает бабушка, которой хочется сочувствовать. В конце спектакля, после ее проникновенного монолога, не смогли сдержать слез! Еще раз спасибо за такой чудесный спектакль, по-своему умный, добрый и заставляющий снова окунуться в проблему отцов и детей. Обязательно придем на другие спектакли театра.
12.09.2018
Похороните меня за плинтусом
В этот раз поход в Театр У Никитских ворот на «Похороните меня за плинтусом» стал «спусковым крючком», и за эти выходные я прочитала книгу П.Санаева, побывала на спектакле и посмотрела фильм.
Должна сказать, что роман произвел на меня неизгладимое впечатление: это одна из лучших книг, что я читала за последнее время. И я просто не могу не сделать некоторое сравнение между книгой, фильмом и спектаклем.
Это произведение о любви - гипертрофированной, страшной, но любви. О любви бабушки к внуку и немного о любви матери героя к мужчине, которая и становится камнем преткновения.
Для меня идеальным было бы «смешение» книги, фильма и спектакля в одно. Книга передает картину наиболее полно, раскрывает перед нами чувства и мысли 8-милетнего Саши Савельева. В фильме много выдуманных сцен, о которых речь в книге не шла, и показан очень ограниченный кусок повествования, но угнетающая, нервная атмосфера книги передана идеально: такой бабушки, как в фильме, я бы действительно боялась до ужаса. В фильме всего три сцены, где бабушка проявляет человечность: похороны мышонка, рассказ о своей молодости и танцы под подаренный Саше на день рождения магнитофон.
Спектакль поставлен иначе. Уже выросший Саша (Александр Чернявский) пишет сценарий фильма о своем детстве, и вновь перевоплощается в маленького мальчика, причем это кажется совершенно естественным. Бабушка, сыгранная Галиной Борисовой, совсем не показалась мне пугающей. Она почти не кричит, часто ласкова с Сашей, целует его, и даже знаменитое «чтоб ты сдох, урод!» произносит, целуя внука. Тем не менее, очевидно, что это женщина со сломанной психикой, неизвестно, чего ждать от нее в следующий момент: поцелуя или истерики, и это страшно. Но женщина все равно вызывает сочувствие: нереализованные мечты, жизнь в ненавистном городе, война, потеря первенца, сумасшедший дом…. Можно ли ее винить, что она нашла в слабом, больном внуке отдушину? Где проходит грань между любовью и болезненной одержимостью?
Точно так же нельзя винить и ее мужа Сенечку (Александр Лукаш) за то, что он всеми силами старается уйти из дома: то на рыбалку, то в гости, то в Дом кино. У старика нет друзей, кроме алкоголика Леши (Юрий Шайхисламов), зрители его почти забыли, а жена пилит целыми днями. Но свою Нину Антоновну он все равно любит, «сросся» с ней за долгие годы, и не может ее бросить, пусть она и доводит его до мыслей о самоубийстве.
В такой нездоровой атмосфере и растет Саша: хилый, болезненный мальчик. По его собственным словам, редкие встречи с мамой (Наталья Денисова) – это «праздник», а бабушка – это «жизнь». Мама и бабушка делят ребенка, и никто не хочет уступить. Несмотря на то, что мама любит и понимает сына, нельзя отрицать, что должные заботу и лечение получает он у бабушки. Она знает внука не хуже любого врача и предугадывает все его болезни. А натирание яблок на терке каждый день? А выбирание из рыбы мельчайших костей? А поездки через весь город к редчайшим специалистам?
Оля, Сашина мама, променяла сына, по бабушкиным словам, на «карлика-кровопийцу», пьющего художника Толика (Денис Сарайкин) из Сочи. Толик, в начале спектакля несерьезный, ненадежный, злоупотребляющий водкой, к концу превращается в мудрого мужчину, который вполне готов морально жениться на Оле, усыновить Сашу и сглаживать семейные конфликты, о чем свидетельствует его письмо дедушке Саши.
Оля тоже «вырастает», становясь из легкомысленной, ветреной женщины настоящей матерью. Может быть, она не знает, на что у Саши аллергия или когда ему пить гомеопатию, но она обязательно узнает, и сделает для сына все.
В этой истории нет правых и виноватых. Самой проникновенная сцена спектакля – финальный монолог бабушки под Олиной дверью. В нем она полностью раскрывается. И каковы же ее финальные слова? «Будьте вы……» Прокляты? Или счастливы? О бабушке, сыгранной Галиной Борисовой, однозначно судить сложно.
Конечно, есть истории не менее страшные, а есть и гораздо страшнее. Но немногие решаются вынести их на свет как автобиографию, особенно когда речь идет об известных людях. Спасибо большое Павлу Санаеву, Марку Розовскому и всем артистам театра «У Никитских ворот» за то, что доносят до масс весь ужас семейных конфликтов и то, что страдают от них прежде всего дети.
В зале было много молодежи, и на многих сценах зал смеялся. Действительно, иногда было смешно, но это горький смех. Потому что таких отношений в семье быть не должно, это очень страшно и, надеюсь, все сидящие в зале это понимают.
21.11.2018
Татьяна
Спектакль рекомендуем!
Посмотрели вчера «Похороните меня за плинтусом». Шли с настороженностью, поскольку история непростая. Но режиссеру и актерам удалось сделать замечательный микс, «как в жизни», где трагическое соседствует со смешным, а грустные картинки бытия и быта перемежаются юмором. При этом логические связи повествования совершенно ясны и понятны.
Игра актеров хороша. Они проживают роли, проявляя для зрителя эволюцию своих героев. Бабушка (Галина Борисова), при том, что это главный «тиран», совершенно прекрасна. И очень достоверна в своей удушающей любви к внуку. Абсолютно аутентичный дедушка (Александр Лукаш), уходящий от проблем в себя, в газету, в кино… Саша (Станислав Федорчук), которого играет взрослый парень, сыгран довольно убедительно. Мама (Наталья Денисова), легкая, изящная, и вправду женщина – праздник. В начале спектакля это просто молодая особа, вырвавшаяся из-под гнета властной матери, а в конце мы видим взрослую женщину, готовую нести ответственность за свою семью. И Хахаль Толя (Денис Сарайкин) замечателен: веселый выпивоха, превратившийся в мужчину, на которого можно опереться в жизни.
Иными словами, рекомендую этот спектакль. Смотрите семьей, каждый найдет что-то для себя важное, что-то поймет… Как сказал мой муж: спектакль хоррроший!